Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников «Волшебные краски»


Работа была представлена на конкурс «Национальная премия в области образования» Москва 2014

 

  «ЭЛИТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» и удостоена Диплом 1 степени лауреата Национальной

 премии в номинации «Педагогическая технология, наиболее эффективно реализующая ФГОС-2014 года».

 

Кратко о работе:


В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
     Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
    
Цели и задачи, на решение которых направлена работа: 
•    закрепление  знаний основных цветов (зелёный, красный, жёлтый, синий);
•    закрепление умение детей рисовать пальчиками, ладошками;
•    воспитание аккуратности в работе;
•    формирование умения располагать рисунок по всему листу, правильно подбирать цвета;
•    развитие внимания, речи, мышления, умения рассуждать;
•    развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности;
•    формирование умения приобретать новую информацию через экспериментирование;
•    формирование  умения делать выводы на основе практического опыта и умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности. 


Содержание работы
Работа началась  с создания уголков по экспериментированию, по  изобразительной деятельности, расположив их в доступном для свободного экспериментирования месте. 
Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира предполагает формирование у них следующих представлений:
- выявление свойств свёклы, моркови
- выявление свойств воды
- выявление свойств муки
- выявление свойств соли
-знакомство детей с изготовлением безопасных красок при использовании продуктов питания.


Исследовательское занятие выстроено по определенной структуре:
1. Постановка исследовательской задачи в виде  проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики и мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор объектов  исследования.
6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

 

Отношения с детьми на занятии выстроены  на основе партнѐрства. При этом, воспитатель – не  учитель-наставник, а равноправный партнѐр, соучастник деятельности – это  позволило детям проявлять собственную активность. Для поддержания интереса у детей придуман  сказочный персонаж. Герой вместе с детьми участвует в опытах. 
В процессе экспериментирования дети пользуются различными материалами, экспериментируют с красками; путѐм проб и ошибок находят нужный оттенок. 

 

МАТЕРИАЛЫ:
-мука, соль, растительное масло, клей, вода, свёкла, морковь, пищевой краситель (жёлтого, синего, зелёного цвета);
-лист ватмана для картины;
-емкость с водой, влажные салфетки (по кол-ву детей).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:


ВОСПИТАТЕЛЬ: Сказку любят все на свете, любят взрослые и дети
Все хотят в ней побывать и немножко поиграть.
Закройте глазки, покружитесь,  и в сказке «Маша и медведь» все очутитесь. (В это время воспитатель переодевается в Машеньку).
МАШЕНЬКА: Здравствуйте, дети, я очень рада видеть вас в своей сказке.  А медведя нет дома, он ушел в лес за березовым соком. Пока его нет, я решила приготовить ему подарок – нарисовать красивую картину. Помогите мне, пожалуйста!
Чем ты любишь рисовать (имя)? Ответы детей. 
МАШЕНЬКА просит ребенка принести краски из уголка творчества. Ребенок приносит коробку с красками.
МАШЕНЬКА заглядывает в коробку и сообщает детям, что краски закончились.  Что же делать? Чем ещё можно нарисовать картину? 
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. 
МАШЕНЬКА просит другого ребенка принести карандаши. Ребенок идет в уголок творчества за карандашами и не находит их там.
МАШЕНЬКА: Вот беда, и краски закончились, и карандаши изрисовали. Чем же нам  нарисовать картину? 
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. 
МАШЕНЬКА: такие краски я знаю – они есть

 у Мишки на кухне.

 Пойдем  на кухню и приготовим краски. 

Одевают фартуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

МАШЕНЬКА:  сначала насыпьте муку (Настя, где у тебя мука?А у тебя, (имя)?), теперь добавим  соль (аналогично), налейте растительное масло (….) и воду. Все хорошо размешайте. 

МАШЕНЬКА:  Вот у нас получилась белая краска. 

Но чтобы картинка получилась яркая и цветная, 

нужны разноцветные краски. 

Для этого добавим цветной порошок. 

(добавляет порошок каждому ребенку).

 

МАШЕНЬКА:  Какая краска у тебя получилась? 

Что ты нарисуешь?

МАШЕНЬКА:  а я себе приготовлю свекольную

 краску и нарисую цветок.
МАШЕНЬКА: всё наши краски готовы, 

можем рисовать картину. 

МАШЕНЬКА: Просит ребёнка принести кисточку.

Ответ: кисточек нет.
МАШЕНЬКА:  чем мы будем рисовать?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: будем рисовать 

пальчиками и ладошками. 

МАШЕНЬКА: чтобы удобнее  рисовать выльем 

краски на поднос (показывает детям как рисовать). 


МАШЕНЬКА: Ах, какая красивая картина 

у нас получились.

МАШЕНЬКА: А зачем мы её рисовали?

Ответы детей:
МАШЕНЬКА: Да, Мишке обязательно понравится.

 

Оценить вклад каждого ребенка: Настя нарисовала весёлое  солнышко для мишки, Егорка синее  небо, Данилка постарался и  нарисовал сочную зелёную травку, а я нарисовала красивый цветок для Мишки.  (Снимают фартуки). 
Все вы такие молодцы, что помогли мне и за это я хочу отблагодарить вас и угостить вас конфетками. 
МАШЕНЬКА:  А теперь вам пора возвращаться в детский сад.

Закройте глазки, покружитесь,
 и в садике вы появитесь. (в это время воспитатель переодевается).
Дети и  воспитатель: Говорят спасибо гостям. Прощаются.