Занятие по развитию речи с элементами художественно-продуктивной деятельности на тему: «Будьте вежливы друзья»

 

                                                                                    Составила Нестерова Н.В.
                                                                                       МДОУ№14 «Дубравушка»


Цели: закрепить умение детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении; 
развитие связной речи через образное мышление; 
воспитание гуманных отношений;
создать условия для самостоятельного создания детьми красочных, ярких сюжетов;
формировать умения детей продумывать сюжет своей работы, воплощать задуманное путем подбора нужного материала, необходимых элементов композиции;
воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Материалы и оборудование: 
запись песни Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”;
ларец с тремя “замками”;
шерстяные нитки разного цвета в небольших клубках, 
ножницы, клей, белый картон, кисти, простые карандаши, трафареты, лоскутки разной ткани, 
цветная бумага, крупа (пшено, гречка, рис), кусочки поролона. 
Предварительная работа: 
-чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”;
цикл бесед и занятий: “ Что обозначают наши имена”; “Давайте познакомимся”; “Волшебные слова”; “Слова приветствия и прощания”; “Слова благодарности”;
словесные игры “Похвали соседа”, “Ласковое имя”, “Мне нравится…”, “Ласковые слова”…
Беседа о ниточках (из чего изготавливают, какие бывают нитки), рассматривание ниточек и классификация их по виду, цвету, качеству;
 Разучивание стихотворения для динамической паузы.  


Организационный момент


Воспитатель:- Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. Начнем наше занятие с приветствия друг друга. (Дети встают в круг).
- Здравствуй, Гриша. 
- Здравствуй, Маша… (по очереди здороваются друг с другом).
- Здравствуй, солнце!
- Здравствуйте все!
Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам в гости придёт фея, как вы думаете из какой она страны?
Дети: -Вежливости.
Воспитатель: -Вы знаете слова, которые произносят в этой стране? Назовите их?
Звучит музыка входит фея.
Фея: - Здравствуйте дети. Я прилетела к вам из своей страны Вежливости. Я хочу обратиться к вам за помощью. Мне необходимо открыть вот этот ларец (показывает шкатулку), который закрыт на три волшебных замка. Они отомкнутся сами лишь тогда, когда мы раскроем три тайны обращения друг к другу. Вы мне поможете?
Дети: -Да.
Фея: - Разгадывание первой тайны, что значит слово “здравствуйте”? Зачем его говорят люди друг другу? Как его нужно произносить? Когда вы заходите в группу вы здороваетесь? С кем?
Дети: ответы.
Фея: - Ребята, посмотрите, открылся первый замок. Мы с вами и отгадали первую тайну –приветствие.
Разгадывание второй тайны- общение друг другу по имени.
- Для того чтобы что-то сказать друг другу, сначала нужно улыбнуться. Возьмите друг друга, за руки молча, глядя, друг другу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть, улыбку.
Фея: - Дети, как вы называете друг друга при обращении? 
Дети: -По имени.
Фея:  -А когда вы обращаетесь к взрослым, то, как вы их называете? 
Дети: -По имени и отчеству.
Фея:- Разгадывание второй тайны – “Обращайтесь всегда по имени друг к другу, прежде чем начать разговор”.
Разгадывание третьей тайны – произносите комплименты.
Фея:- Дети, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент – несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой, например: “У тебя сегодня красивое платье”, “Ты сегодня очень нарядный”, а также можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: “Ты всегда делишься с другими”, “Ты очень аккуратный”. В ответ на комплимент всегда говорят: “Спасибо, мне очень приятно”. 
Ф.: - Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется “Комплимент”. Встаньте в круг и, обращаясь по имени друг к другу, глядя в глаза, произнесите комплимент.
Ф.: - Вот и открылся третий замок. Какие же три тайны вы сегодня узнали? Правильно, при встрече друг с другом сначала улыбнитесь, называя имя, посмотрите, друг другу в глаза и по возможности произнесите комплимент. И будьте добры всегда друг к другу.
Делают разминку “Дружные ребята”.
Мы веселые ребята,
Мы ребята – дошколята.(Стоя в кругу, дети маршируют, Проговаривая слова.)
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем,
Никого в беде не бросим, 
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо
Будет радостно, светло!(Разводят руки в стороны, берутся за руки)
Повернулись, повернулись
И друг другу улыбнулись!(Поворачивают голову, улыбаются “соседу”)
Фея: - Ребята, а вы знаете дети младшей группы хотели бы иметь у себя  книгу с картинками, но что бы она была не обыкновенная, интересная, чтоб такой книги не было ни у кого. Помогите им. Сможете сделать  книжку?
Воспитатель: Мы попробуем.  Ребята, давайте сядем на коврик и подумаем, как мы поможем малышам.
(Ответы детей: купить, взять в библиотеке, сделать самим)
- Сделать самим можно, а у меня как раз есть и обложка для книги (показывает), нам остается сделать только страницы. Каждая страничка этой книги должна быть необычной, яркой, интересной, ведь мы делаем книгу для малышей.
Воспитатель: - У нас есть корзина с различным бросовым материалом, давайте заглянем в неё.
Воспитатель  поочередно достает материал,  (бумага, кусочки ткани, поролон, крупа, нитки), спрашивает, как им можно воспользоваться.
Дети рассказывают способы применения.
- Да, ребята, здорово вы умеете фантазировать, я думаю, у нас получится интересная книга для малышей. 
Дети садятся за столы.
- Ребята, что бы начать работу необходимо: 
Задумать сюжет;
Выбрать нужный материал;
Правильно расположить лист бумаги;
Вспомнить правила пользования ножницами.
Выполнение работы детьми. Дети трудятся над созданием иллюстраций для книги.
Анализ работ.
Фея проводит анализ детских работ. 
Кто изображен на иллюстрации?
Какой материал использовали?
Как назвали свою иллюстрацию?
Благодарит детей за их труд.
Дети и воспитатель соединяют странички, делают обложку, придумывают книге название.