Проект      «Питание на 5 +"        2013

 

Актуальность 
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В детском возрасте закладываются типологиче-ские особенности взрослого человека, формируется пищевой стереотип. Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное разви-тие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, со-стояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействи-ям. Для того, что бы создать предпосылки, способствующие возникновению у ребенка пред-ставления о здоровом образе жизни и здоровом питании, создания устойчивой мотивации в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих, развитию полноценной успешно функционирующей в современных условиях личности  необходимо организовать со-ответствующим образом социальную педагогическую среду и саму жизнедеятельность ребенка. Ребенок должен попасть в атмосферу с одной стороны,  любви и принятия, получив возможно-сти для личностного роста. С другой - быть внутренне готовым ко всем превратностям и слож-ностям жизни, к решению возникающих проблем ненасильственными способами. 
    Психологически безопасная, ненасильственная педагогическая позиция воспитателя по отношению к ребенку является первоочередным условием необходимым для развития позна-вательной и личностной сферы дошкольника, а так же формирования представления о здоро-вом образе жизни и здоровом питании, создания устойчивой мотивации в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Особое значение приобретают готовность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, проявлять инициативу, осваивать новые способы действия, действовать в ситуации неопределенности, что требует развития исследовательских, и коммуникативных способностей. Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как показал практический опыт работы, одним из самых эффективных способов формирования всех этих качеств у дошкольников,  является проектная деятельность осуществляемая детьми совместно с педагогами и родителями.
Проект  «Питание на 5+» разработан и осуществлен в рамках работы городской экспери-ментальной площадки«Апробация программы «Разговор о правильном питании».Проведение мероприятий проекта не требует определенного часа в режиме дня и проводится  в любое удобное время, что  не создаёт дополнительной нагрузки на детей.


Цель проекта
•    сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоро-вья.

Основные задачи проекта
•    формирование представления у детей о здоровом образе жизни и здоровом питании;
•    формирование положительной самооценки ребенка; 
•    способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;
•    повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.
Участники проекта
•    воспитанникиподготовительной группы;
•    родители(законные представители) воспитанников;
•    педагоги дополнительного образования.
Сроки реализации проекта
Данный проект разработан на  2012-2013 учебный год.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
•    помочь дошкольнику выработать чувство ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания;
•    сформировать в воспитаннике понимание необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью;
•     вызвать положительное отношение к здоровому питанию как к профилактике заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой системы;
•    продолжить формировать навык ежедневного соблюдения правил гигиены и техники без-опасности в процессе хранения и приготовления продуктов.
Продукты проекта:
•    перспективно-тематическое планирование
•    детские иллюстрированные книги рецептов
•    диагностика компетентности правильного здорового питания
•    дидактические игры
•    консультации для родителей
•    конспекты организации непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельностив режимных моментах
•    буклеты
•    фотоальбомы
•     продукты творчества (детские поделки и рисунки, изготовленные на занятиях по ИЗО, лепке, квиллингу)
•    кулинарные изделия, приготовленные детьми на кружке «Вкусные истории».

 

Тема: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»
Цель: дать общее представление о здоровье, сформировать представление о важности  правильного питания.

 

 

 

Тема: «ОВОЩИ, ЯГОДЫ И ФРУКТЫ – ВИТАМИННЫЕ ПРОДУКТЫ»

Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для здоровья организма.
 

Тема: « КАЖДОМУ ОВОЩУ СВОЁ МЕСТО»

Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами.

 

Тема: « НА ВКУС И ЦВЕТ  ТОВАРИЩЕЙ НЕТ»

Цель: познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

 

Тема: «ПРАЗДНИК УРОЖАЯ»
Цель: закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить с полезными блюдами для праздничного стола.

 

Тема: «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»
Цель: продолжать знакомить детей с оздоровительными мероприятиями в ДОУ.

 

Тема: « КАК ПРАВИЛЬНО ЕСТЬ» (гигиена питания)
Цель: сформировать у дошкольников представление об основных принципах гигиены питания.

 

Тема: «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Цель: дать детям представление, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; учить выбирать полезные продукты.

 

Тема: «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Цель: дать детям представление, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; учить выбирать полезные продукты.

 


 

Участие родителей в реализации конкурсной работы
При организации проектной деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Формирование представления у детей о здоровом образе жизни и здоровом питании целесообразно начинать, учитывая, что ведущую роль в этом процессе занимает семья ребенка. Участие семей воспитанников в осуществлении этого исследо-вательского проекта решает следующие психолого-педагогические задачи:
•    раскрытие потенциальных возможностей семьи в воспитании у детей потребности в здоровом 
•    гармонизация детско-родительских отношений;
•    содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребенка;
•    содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
 Формы работы с родителями в рамках исследовательской проектной деятельности:
•    индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на работу;
•    семинары, групповые и индивидуальные консультации с родителями; 
•    анкетирование;
•    участие родителей в защите и презентации проектов, детских праздниках.
Данные опросов и анкетирования родителей показывают, что взрослые по достоинству оценили реализацию программы «Разговор о правильном питании».
№ п/п    Вопрос    Ответ
1.    Какие темы, на Ваш взгляд, вызвали инте-рес у Вашего ребенка?    Все темы были интересны для детей
2.    Изменились ли предпочтения в еде у вашего ребёнка?    Да, изменились. Дети стали предпо-читать более здоровую пищу.
3.    Изменилось ли отношение вашего ребенка к режиму, гигиене и продуктам питания? Каким образом?    Да, изменилось, дети стали соблюдать режим питания.
Меньше есть сладкого, больше ово-щей и фруктов.
Мыть овощи перед едой.
4.    Оказалось ли обучение  по программе «Разговор о правильном питании» полез-ным для вас (Ваших детей?)    Да, мы стали более внимательно от-носится к своему здоровью. Есть здо-ровую пищу. Соблюдать режим пита-ния.
5.             Повлияла ли программа на организа- Да, повлияла. Всей семьёй мы              
цию питания в Вашей семье?    решили отказаться от вредных
    продуктов (чипсов, кока-колы)
Родители стали уделять больше внимания вопросам питания своих детей. Помогают ребя-там ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания; оценивать свой ра-цион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; дома поддерживают ребят в закреплении знаний и навыков, связанных с этикетом в области питания.
Родители наши первые помощники во всех делах и начинаниях.

 

 

Список дополнительных источников

1.    АлямовскаяВ.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культур-но-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 
2.    Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.
3.    Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родите-лей и инструкторов физкультуры / – М.: Просвещение, 2000.
4.    Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.– М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.     http://supercook.org/silverserves_ru/etiquette_05_ru.asp
6.    http://baltic-bread.ru/main/articles/newsid/1293.aspx
7.    http://cook-room.net/domashnee-pechenye/
8.    www.umnie-roditeli.ru
9.    www. playroom.ru
10.    http://receptidocs.ru/docs/index-761.html 15
11.    .http://digest.subscribe.ru/health/life/n435974993.html