Разработка и осуществление исследовательского проекта
«Свекла»


Содержание проекта.

    Актуальность проекта
    Цель проекта 
    Основные задачи проекта
    Участники проекта
    Сроки реализации проекта
    Формы работы с родителями в рамках проектной исследовательской  деятельность
    Подготовительный этап
    Планирование
    Приложения 

 

Проект  на тему «Свекла», способствует воспитанию у детей знаний  о свекле, как полезном продукте питания, о его свойствах, которые можно применять не только в пищу, но и в лечебный и косметических целях.

 

Актуальность проекта
               В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является рассказать детям в процессе воспитания и обучения о свекле как полезном  продукте.                      Формирование представления свойств, вкусовых качеств свеклы. Благодаря специфическому вкусу и запаху, свеклу дети едят не охотно. Хотя пользу свеклы сложно переоценить. Этот удивительный овощ содержит большое количество витаминов, таких как А, С, группа В, РР, U, фолиевой кислоты, а также микроэлементов: калия, магния, фосфора, железа, бора, йода, цинка, кремния и других. В ней содержится большое количество клетчатки и антиоксидантов.


               В рамках реализации проекта, нашей задачей является вызвать интерес, 
рассказать и показать детям о свекле, как полезном и нужном продукте. 


             Цель данного проекта: развивать интерес, желание детей употреблять  свеклу в  своём рационе. Дать общее представление о свекле, как полезном продукте. Выявить знания детей о значении свеклы в  жизни человека; Подводить детей к выводу о пользе  свеклы; 


Для реализации проекта были поставлены следующие  задачи:
•    формирование представления у детей о свекле как полезном продукте;
•    воспитывать осознанное отношение к своему здоровью; 

 

Участники проекта
•    воспитанники  подготовительной группы; 
•    родители воспитанников, (их законные представители)

Сроки реализации проекта


Формы работы с родителями в рамках исследовательской проектной деятельности:
•    индивидуальные беседы с родителями с целью выяснить с детьми о пользе свеклы;
•    групповые и индивидуальные консультации с родителями; 
•    анкетирование;
•    участие родителей в защите и презентации проекта.


Исследовательский проект  «Свекла» разработан и осуществлен в рамках работы городской стажировочной  площадки  "Здоровьеформирующие технологии в ДОУ".


                Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему дети не любят,  есть свеклу? Как показал практический опыт работы, одним из самых эффективных способов формирование представления у детей о свекле как полезном продукте,  является проектная деятельность осуществляемая детьми совместно с педагогами и родителями. При организации проектной деятельности ДОУ по формированию представления у детей о свекле как полезном продукте важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Формирование представления у детей о свекле как полезном продукте целесообразно начинать учитывая, что ведущую роль в этом процессе занимает семья ребенка. 
                   Подготовительный этап. В ходе работы по формированию представления о
 свекле как полезном и нужном продукте у детей, педагоги поставили перед 
собой следующие вопросы: как побудить  детей употреблять в своем рационе 
свеклу. О её пользе, дать возможность детям самостоятельно разобраться в 
том, что свекла  является полезным продуктом  для здоровья человека.
                   Планирование. Педагоги  ставят перед детьми проблему, как лучше рассказать своим друзьям о том, что знают и узнают дети в ходе исследовательского проекта о  пользе свеклы; о том,  какими свойствами она обладает, как  можно дома вместе с родителями приготовить вкусное и полезное блюдо из свеклы. Идея вызвала интерес у ребят.  Дети предложили свои варианты решения этой проблемы: рассказать друзьям о том, что такое свекла и чем она полезна. Привести примеры из своей жизни, нарисовать картинку  или плакат, сочинить сказку и др. Все предложения были рассмотрены, совместно ребятами и воспитателем, обсуждены сильные и слабые стороны каждого из предложенных вариантов. В ходе обсуждения была принята следующая идея - ребята при  помощи родителей  осуществляют индивидуальные исследовательские проекты, отвечающие на вопросы «Чем полезна свекла? Как её можно приготовить, чтоб получилось вкусное  блюдо?». В проекте предоставлены фото, конспекты занятий. Помощь в оформлении работ  детям должны были оказывать их родители. Мы разместили  объявления, в которых попросили родителей принять участие в чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов; 

наблюдения.

 

Приложения 


Конспект занятия  «Свекла»
Программное содержание:
Обобщение и закрепление знания детей о пользе свекле для нашего организма. 
Закрепление умения отгадывать загадки.
Пособия:  карточки с изображением овощей,  муляжи овощей и фруктов, 
овощи натуральные, плакат с изображением овощей. 
Предварительная работа: занятия по темам  «Свекла». Витамины», 
отгадывание и составление загадок, беседы о пользе свекле,  о лечении 
и профилактике простудных заболеваний растениями. 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья «Свеколка – 
царица овощей». Предлагаю вам  поздороваться с ней. Расскажем ей, что же 
мы о ней знаем? 

В: Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, пожалуйста,  на стол, что 
вы видите на нём? 

Д:  Овощи и фрукты.
Нескольким детям воспитатель предлагает разложить потом  фрукты и овощи  на две кучки. Остальные ребята проверяют правильность задания. 
Затем другие дети делят овощи на те, у которых съедобны корнеплоды и те, что растут на поверхности земли.
В: Сегодня мы поговорим с вами об свекле. Обращает внимание на плакат. Есть ли от неё польза нашему организму и какая?
Д: Она полезны для нашего организма, в ней  много витаминов.  Её используют в лечебных целях
В:   Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в свекле для нашего организма.  
В: Ребята, как нашему организму полезны витамины, содержащиеся в свекле, так и ей  для роста требуется питание, витамины.  А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?
Д:  Навозом, золой, удобрениями - поливают, посыпают, кладут в землю. 
В:  Да, все это необходимо для роста растений. 


В: Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать. 
Говорят, на вкус и цвет,
Никаких подружек нет.
Но она для всех мила,
И полезна и вкусна.
К сентябрю земля намокла,
Мы выкапываем …Свеклу
А живет она на грядке,
Набирая мощь и вес,
С этой дамой все в порядке,
Осенью проверим здесь
Ответ: Свекла
Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Запеканку, винегрет,
Цвет у яств совсем не блёклый,
Главная на кухне…Свёкла
Круглолицая девица,
Выросла в темнице
Ответ: Свекла
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не корова,
Зелена, а не яблоко,
Красна, а не солнце,
Сладка как мед, да вкус не тот.
Ответ: Свекла
Красны сапожки,
В гряде и в лукошке.
Ответ: Свекла
Просмотр презентации.
В. Свеколка, тебе понравилось? Много мы знаем о тебе?
А сейчас пора прощаться.

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗ-технологии.


Тема: «Свекла»
Программное содержание:
- учить видеть систему в целом и её части, прошлое и будущее и будущее системы и её частей.
- развивать воображение и мышление, речь, используя слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, воспитывать бережное отношение к природе, желание ухаживать за растениями.
Материал: изображения лиц, выражающих различные эмоции, игрушка тётушка Свекла, сок свеклы, серия картинок роста свеклы (по одному комплекту на подгруппу детей), лист бумаги, маленькая и большая свекла.

 

ход занятия 


Воспитатель показывает детям изображения человеческих лиц, символизирующих различные эмоциональные состояния: безразличие, веселье, грусть, злость, радость; предлагает подумать и сказать: у кого какое настроение сегодня, почему именно такое. После воспитатель вносит свеклу в образе тётушки Свеклы.
Воспитатель (В): как вы думаете, ребята, какое настроение у тётушки Свеклы? Почему? А теперь посмотрите внимательно: что окружает нашу тётушку свеклу в группе. Что для неё полезно?
Дети (Д): земля в вазонах, вода, солнышко…
В: Правильно. А что вредно? А как вы думаете. Чем она была до того, как стала свеклой и пришла в нашу группу? Что окружало свеклу тогда? Что было для неё полезно, а что – вредно? А почему свекла выросла такая большая? Как она росла?
Воспитатель делит детей на несколько подгрупп и предлагает составить схему роста свеклы: выложить этапы роста последовательными картинками. После из корзинки достаёт маленькую свеклу и предлагает детям описать её, не забывая указывать размер овоща.
В: Почему свекла такая маленькая? В каких условиях росла эта свекла?
Воспитатель вместе с детьми сравнивает две свеклы разного размера и рассуждает, почему одна выросла большой, а вторая – нет.
В: Дети, а как вы думаете: что будет со свеклой, когда пройдёт какое-то время? А что можно приготовить из свеклы? Смотрите, тётушка Свекла принесла для нас угощение.
Предлагает каждому сок свеклы. Специально, незаметно от детей, проливает сок на лист бумаги и обращает их внимание на образовавшееся пятно. Проделывает эксперимент вместе с детьми: складывает лист с пятном пополам, разворачивает его. На листе яркое пятно. Воспитатель рассуждает вслух: «Что бы это значило?» Дети дают варианты своих ответов, вместе подходят к общему выводу. Что сок свеклы является прекрасным красителем.
В: Давайте нарисуем, что захотим. А вместо краски используем сок свеклы.
Воспитатель предлагает использовать различные приёмы рисования: подушечками пальцев, ладошками, кулачками. Любуясь рисунками, дети учат скороговорку:
В огороде Фёкла
Ахала и охала:
Уродилась свёкла
Не на грядке – около.
Жалко Фёкле свёклу,
Жаловалась Фёкла:
Заблудилась свёкла.

Эксперементирование со свеклой


 

Натираем  на терке
Пробуем на вкус
Используем как румяна
Проверяем на практике, что свекла красится

Работа с родителями
Использование как лечебное средство

Творческий процесс